суббота, 8 февраля 2014 г.

ВИА "Оризонт"

2014-02-08_022534

ВИА «Оризонт» стал первым в СССР, кто начал играть «фанк» музыку.  «Оризонту» удалось органично преподнести современными эстрадными красками синтез авторских произведений и элементы народных мотивов молдавского фольклора…

Ансамбль «Оризонт» начал свой творческий путь в Молдавской государственной филармонии в 1976 году. Основателем и бессменным руководителем коллектива стал выпускник Кишиневской Государственной консерватории, дирижёр и композитор Олег Сергеевич Мильштейн. С первого дня своего существования ансамбль «Оризонт» был создан как вокально-инструментальный ансамбль, не имея ничего общего с молдавским фольклорным народным коллективом.

Наоборот — «Оризонту» удалось органично преподнести современными эстрадными красками синтез авторских произведений и элементы народных мотивов молдавского фольклора. Изложение музыкального материала осуществлялось с позиции последних музыкальных течений мировой музыки. Создавались такие аранжировки, которые по качеству не уступали той музыке, которую играли лучшие западные команды тех лет. Как молодёжный творческий коллектив, ансамбль «Оризонт» был подвержен поиску и не боялся творческих экспериментов.

Его удивительная смесь блюза, джаза, рока, фанка и элементов музыки «соул» — это стиль в музыке, который называется одним словом «фьюжн». ВИА «Оризонт» стал первым в СССР, кто играл «фанк» музыку. За остроту сложной синкопической игры духовой группы, ансамбль «Оризонт» сравнивали с западной группой «Earth, Wind & Fire». Это был главный и основной принцип этого сравнения. Уж очень совпадал стиль исполнения этих двух коллективов.

2014-02-08_022441

Кроме этого, так же как и группа «Earth, Wind & Fire», ансамбль «Оризонт» числился самым многочисленным ВИА на советской эстраде он включал в себя группы: духовую (две трубы, тромбон, саксофон), скрипичную (четыре-пять скрипок); ритм-секцию (три гитариста, два клавишника, ударник и отдельно перкуссионист) и четверо-пятеро отдельных вокалистов, чередующих сольное пение с ансамблевым. Зачастую на сцене находились 16 артистов, не считая звукорежиссёра и технический персонал.

Первые концерты ансамбля «Оризонт» состоялись 1-10 марта 1977 года и были приурочены к ежегодному музыкальному фестивалю искусств «Мэрцишор», проводимому в Молдавии. Ансамбль впервые познакомил зрителей республики со своей дебютной программой, чем сразу привлек к себе внимание зрительского зала. Вскоре ансамбль «Оризонт» уверенно выступает за пределами своей республики и вписывает яркую и самобытную страницу в историю советской эстрады.

Ансамбль начинают приглашать для выступления в музыкальных программах Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Он обращает на себя внимание двух могущественных организаций — «Союзконцерт» и «Госконцерт», которые впоследствии начали с ним активное сотрудничество. Первый опыт начался с совместной гастрольной поездки по Союзу ансамбля «Оризонт», и очень популярной в то время, чешской певицы Гелены Лоубаловой (Helena Loubalova). Вскоре этот опыт получит неоднократное продолжение и развитие.

Ансамбль «Оризонт» своим звучанием и манерой исполнения всегда выгодно отличался от своих коллег. Он без объявления был легко узнаваем по радио и телевидению и имел яркую творческую индивидуальность. Эту индивидуальность необходимо было подчеркнуть и в костюмах. Лучший художник-модельер Нина Гуцу проектирует концертные костюмы, взяв за основу современный силуэт и маленькие фрагменты народного орнамента, которые по индивидуальному заказу изготовляют в специальных театральных мастерских Министерства культуры Молдавии.

Пресса писала: «Нина Гуцу — первый модельер, которая сумела легко совместить сценический эстрадный костюм с народными мотивами. Костюмы ансамбля „Оризонт“ отличались богатством и ярким своеобразием»

Большинству слушателей ансамбль «Оризонт» стал известен с 1978 года, после победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни». Музыкальная редакция Центрального телевидения была буквально завалена письмами со всех уголков страны в поддержку ансамбля. Сами музыканты вспоминают: «Буквально сразу после финала конкурса мы проснулись знаменитыми, и о нас заговорила вся страна». Вскоре после конкурса в ансамбль «Оризонт» вливаются новые, талантливые исполнители: Николай Каражия, Сергей Бурцев, Олег Балтага (ритм-секция); Алексей Сальников, Григорий Михайлов (духовая группа); Василий Ротарь, Лариса Гелага, Евгений Ротару (вокалисты).

Жизнь ансамбля «Оризонт» не всегда была «сахарной». Неоднократно он становился объектом несправедливости и откровенной зависти. Особенно «коллег по цеху». Все эти годы «Оризонт» приносил Молдове и славу, и успех. А успех, кроме радости, вызывает, как известно, еще и зависть. Зависть и нелепые придирки унижали и глубоко ранили коллектив. Были упреки в том, что в коллективе, мол, большой процент артистов не принадлежат к коренной национальности.

В то время, когда «Оризонт» был в зените славы, его пытались приравнять к рядовым филармоническим коллективам. После победы на Всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни» ансамбль возвратился домой окрыленный, а ему вместо «поздравляем», — претензии: а почему вы не пели по-молдавски.

orizont

Пришел как-то запрос Госконцерта СССР на гастрольную поездку «Оризонта» в Африку, но начальник отдела кадров филармонии вовремя вспомнил (естественно с подсказки сверху): «Э, да ведь Африка близко к Израилю! Некоторые могут там остаться!» Сделали отписку и отказали. Какие только незаслуженные упреки не выдвигали против артистов ансамбля «Оризонт» и его руководителя чиновники от культуры: искажение и «порча» молдавской музыки, отсутствие чувства её национального стиля, «румынизация» репертуара, насаждение пошлых вкусов т. д. и т. п.

В 1978 году Творческое объединение «Экран» Центрального телевидения СССР сняло фильм-концерт под названием — «Молдавские эскизы» (режиссёр — Юрий Сааков). В фильме через призму песен «Оризонта» было показано многогранное изобразительное искусство художников Молдавии. Этот фильм был продан Центральным телевидением в 13 стран мира.

Но в Молдавии, на местном телевидении, не нашлось свободного эфирного времени, хотя была привезена и предложена к показу копия этого фильма. До того как фильм-концерт должен был выйти на Всесоюзный экран, руководитель ансамбля композитор Олег Мильштейн предложил просмотреть привезенную им копию фильма работникам Молдавской филармонии и Министерства культуры, рассчитывая на долгожданную похвалу в адрес ансамбля. Но случилось обратное.

На просмотр пришли все: Министр культуры со своей свитой, а также 3-ий секретарь по идеологии со своими работниками из отдела культуры и пропаганды ЦК Компартии Молдавии. Состоялся расширенный художественный совет. После просмотра выступили все, кто только мог говорить. Разносили все в пух и прах. В итоге вердикт: выход фильма на Всесоюзный экран должен быть запрещен по политическим мотивам. Изобразительные работы, якобы показанные в фильме, не относятся к молдавским художникам, а к румынским. Это считалось в то время самым суровым приговором.

Руководитель ансамбля, обратившись в Москву, к режиссёру фильма, и рассказав ему все это, просил разъяснить ему как мог произойти такой «ляпсус». Режиссёр был просто шокирован. Он назвал исходный источник, откуда был взят весь изобразительный материал. Им оказался буклет молдавских художников, изданный молдавским издательством «Картя Молдовеняскэ». И снова, как всегда, никаких извинений.

А тем временем в Советском Союзе появляются первые хит парады. Старт этому процессу дала газета «Московский комсомолец», где публиковался итоговый за год хит-парад. В 1978 году в номинации «лучшие ВИА» ансамбль «Оризонт» занял 8 место.

В 1979 году в журнале «Музыкальная жизнь» был опубликован очередной рейтинг современных ансамблей. Всего было названо 63 ансамбля, «Оризонт» снова стал восьмым.

В 1980 году в номинации лучшие ВИА страны по итогам анкеты «Метроном» (9 х 3) журнала «Советская песня» «Оризонт» был назван под номером 4. Авторитет ансамбля на большой эстраде все более и более укреплялся. В дальнейшей творческой жизни ансамбль «Оризонт» неоднократно занимал ведущие позиции хит-парадов.

1

Наступил 1989 год. С появлением многочисленных поп-групп («Ласковый май», «Мираж», «Комбинация», и др.) и новых солистов стало очевидно, что начали меняться вкусы, музыкальные интересы и ценности. Коллектив ансамбля «Оризонт» почувствовал, что зрительский интерес к нему угасает. В итоге Владимир Ковалев и вокалист Анатолий Киреев уходят во «Фристайл», который тогда ещё назывался «Высший пилотаж», а позже они уезжают в Америку.

Клавишник Юрий Кузнецов уходит в ансамбль, аккомпанирующий певице Валентине Легкоступовой, а позже уезжает с семьей в Канаду. Скрипичная группа ансамбля «Оризонт» полностью распадается. Прекрасная вокалистка и скрипачка Татьяна Грекул и её муж, тоже скрипач ансамбля Геннадий Мельник, решают завести детей и создать нормальные условия для их воспитания.

Солист-скрипач Илья Райзман-Раду вместе с семьей уезжает на постоянное место жительства в Америку. Талантливый вокалист и скрипач Леонид Рабинович уезжает с семьёй в Израиль. Клавишник Михаил Ионис преезжает жить в Германию. И вот так постепенно разъехалась «старая гвардия».

Вокально-инструментальный ансамбль «Оризонт» прекратил свое существование в 1994 году. Он, в настоящее время, стал уже красивой, памятной легендой. Сейчас многие слушают и переосмысливают творческие работы этого коллектива. И надо с уверенностью особо подчеркнуть, что коллектив, спустя столько времени, может гордиться своим творческим музыкальным наследием, которое дошло до наших дней.

 

 

 


link

Поделись!

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More